Ответы на вопросы журнала «Академия моды». Текст и фото: Анна Скороходова.


Андрей, как начинался Ваш творческий путь в фотографии? Что вызвало интерес к профессии фотографа?

Я с детства очень любил всевозможные виды искусства: живопись, литературу. Но так как я не умел рисовать, мне показалось, что литература – это то универсальное средство, с помощью которого можно что-то донести людям. Когда я случайно увидел серию фотографий Игоря Владимировича Лоскутникова с разбитыми стеклами, меня поразила динамика фоторабот, хотя, по сути, там не было ничего кроме трещин и линий. Тогда я понял, что меня интересуют линии, определенные пропорции предметов и их сочетания, они находят во мне серьезный эмоциональный отклик. Буквально через неделю я закончил заниматься литературой и серьезно увлекся фотографией. В фотографии меня зацепил минимализм. Создавая фотоработы, я показываю зрителям те миры и мысли, где я живу. Фотография предлагает более точный визуальный образ, нежели чем другие виды искусства, она более лаконична.



Где Вы черпаете вдохновение для создания новых фотоснимков?

Здесь все очень просто – искусство: кино, красивые вещи и особенно музыка. Стоит также заметить, что правильно составленный плей-лист на съемке гарантирует успех. От музыки зависит настроение всей съемочной группы, что немаловажно. Также наличие цели сильно вдохновляет, потому что очень важно следовать за своей мечтой.


С каждым годом стилистика съемки в «модной» фотографии изменяется, будь то композиция или особенности пост-обработки. Стараетесь ли Вы идти в ногу с модой или же снимаете в собственном присущем только Вам стиле?

Конечно, я слежу за новинками, просматриваю снимки других авторов, ведь конкурентов надо знать в лицо (улыбается). Я создаю симбиоз своего стиля и модных новинок. В основном меня интересует пост-обработка и необычная подача материала. Важно иметь чувство меры и стиля, чтобы не допускать в своих фотографиях перебора. Например, когда я переходил с «пленки» на «цифру», главной моей идеей было сохранить в снимках свой почерк, только печатать фотографии уже на принтере, а не проявлять с помощью реактивов.


Что такое для Вас мода в фотографии?

Мода в фотографии – это провокация! Когда я только начинал фотографировать, я решил, что буду снимать моду именно так, как я это вижу, ни от кого не завися. Во время съемки я абстрагируюсь, не думаю, что фотографирую моду, может быть, поэтому она такая и странная. Спустя десятилетия работы в индустрии я придерживаюсь той же позиции. Все в «модной» фотографии должно быть органично, красиво и эстетично. И все же, я за провокацию в моде!



А в жизни? Возможно ежедневно соблюдать все прихоти моды?

Я люблю красивые вещи, ткани, вижу их на людях, как это смотрится, однако для меня на первом месте стоит комфорт, чтобы меня ничего не отвлекало. Я одеваюсь так, как мне удобно. Чтобы все время быть в «тренде», нужно тратить очень много времени, поэтому для себя я поставил несколько другие задачи — фотография, мои мысли, идеи. Мне очень нравятся дизайнеры, они привносят в мир эстетику и красивые детали, в том числе и линии.


Как Вы считаете, мода и стиль – это одно и то же?

Нет, это совершенно разные вещи. «Мода переменчива, а стиль вечен» — я придерживаюсь этого мнения. Мода – это то, что нам предлагают дизайнеры, модельеры, она живет определенное количество времени, а стиль приобретается и остается с человеком. Так же и в фотографии, почерк фотографа становится его «визитной» карточкой, а мода проходит. Но моду и стиль можно сочетать, во всем главное – чувство меры.


Вы занимаетесь авторской фотографией, а также снимаете для известных изданий… Сложно ли Вам совмещать пожелания клиента и Ваше личное видение в рамках заказа?

Задачи, как и клиенты, разные: какая задача стоит перед фотографом? Если все хорошо с финансами, можно заняться своей творческой идеей, в ином случае нужно внимательно слушать заказчика. Лично я в любом случае предлагаю свое видение проекта заказчику. Очень важно избегать даже малейшего недопонимания с клиентом, чтобы впоследствии не получить лишние трудности. Есть такие клиенты, которые полностью доверяют фотографу, что расширяет поле творческой деятельности. Порой технические проблемы при выполнении задачи дают большой полет фантазии для неординарного решения, что часто способствует повышению интереса со стороны заказчиков. Я считаю, что у каждого фотографа есть свой клиент, нужно просто не размениваться, ждать и оставаться верным своему стилю.


Что для Вас является критерием успешности фотографа в сфере моды? Работа с популярными изданиями, награды, неординарные завораживающие снимки…?

Самое сложное для фотографа, который чего-то достиг – это не опускать планку, все время удивлять зрителей. Лично для меня критерием успешности фотографа является востребованность и оригинальный авторский взгляд. Казалось бы, обычные вещи. Успешность заключается в том, когда не фотограф ищет заказчика, а клиент сам приходит к вам из-за того, что вы снимаете по-своему и оригинально.


Вы сейчас сами известный фотограф, обладающий авторской стилистикой, скажите, а есть ли фотографы в индустрии моды, чьи работы вас вдохновляют?

Фешн-съемка Сары Мун, это фотограф, чье творчество я очень люблю, и на чьи фотоработы всегда ориентируюсь. В ее снимках всегда прослеживается тонкий образ, нет резких деталей. Так как у нее плохое зрение, Сара снимает на открытой диафрагме с плохим освещением, поэтому от снимков остается легкое ощущение недосказанности. Также мне нравятся снимки Яна Саудека. В свое время у него были черно-белые фотографии, раскрашенные анилиновыми красками, что выглядело довольно необычно. Меня привлекают странные модели на его фотографиях, провокационные сюжеты.


Мир моды считается местом, где активная конкуренция является нормой. За годы работы Вы ощутили это на себе? Что помогает в сложные моменты двигаться вперед?

Конечно, конкуренция – это прекрасно и очень важно, без нее нет движения вперед. Если фотограф прекращает следить за коллегами, идти в ногу со временем, следить за тенденциями, то он прекращает развиваться и останавливается на месте. Но в любом деле нельзя переусердствовать, обязательно нужно выделять время для отдыха, не забывать сбрасывать напряжение и расслабляться. Мне очень сильно помогает физкультура и спорт, также позитивный настрой и правильные мысли позволяют держаться в тонусе.



Остается ли у Вас время на создания и претворение в жизнь собственных творческих фотопроектов? И связаны ли они с модой?

У фотографа очень мало свободного времени, но я стараюсь выделять дни на собственные фотопроекты, которые, конечно, связаны с модой. Основная часть выполненных работ забудется, а художественные фотографии, возможно, будут украшать стены галерей. Как бы не было трудно, нужно заниматься творчеством, именно оно развивает фотографа, как личность и как профессионала. Мне, например, очень нравятся корсеты, они меня вдохновляют на различные фото эксперименты.


Какие качества характера необходимо иметь фотографу в индустрии моды?

Креативность и внутренняя свобода – насколько это позволяют рамки заказов. Я призываю фотографов стараться продвигать свои идеи и воплощать их в жизнь! Часто самым сложным становится сделать первый шаг, наметить цель, поэтому такие качества характера как целеустремленность и решительность также важны в индустрии моды.