Творческая встреча в Artplay: «Holga — 120N. Cубъективная реальность» Как это было.

В эту субботу в Центре дизайна Artplay, в лекционном зале FOTOLAB состоялась моя творческая встреча «Holga — 120N. Cубъективная реальность».
Ниже публикуются  некоторые выдержки из моего выступления.

Репортажные фото с места события Екатерина Саенко.


«На самом деле она весьма надёжна — надо только как следует перемотать её изолентой»

Адам Скотт, британский ломограф.



В начале 2005 года основатель Instagram Кевин Систром поехал во Флоренцию изучать фотографию, где знакомый итальянский профессор продемонстрировал студенту Стэнфорда небольшую камеру Holga. Этот фотоаппарат начали производить в 1982 году в Британском Гонконге, и с тех пор модель почти не изменилась — лишь позднее была добавлена модификация под пленку 35 мм, популярную на Западе.

Благодаря упрощенной конструкции и техническим особенностям Holga выдавала небольшие квадратные снимки низкого качества с обилием эффектов — виньетка, неверная цвето- и светопередача, размытость, которые придавали фотографиям налет ретро.

Как и множеству поклонников ломографии, подобная эстетика пришлась Систрому по душе.


Может быть поэтому ломографы считают, что Instagram многим обязан «Хольге».


Вот некоторые цитаты членов британского ломографического общества:

«Трудно спорить с тем, что они черпали свое вдохновение именно у «Хольги» или у творческого движения поклонников дешевых и примитивных фотокамер»

«Среди прочего, можно было сделать снимок нерезким, с размытыми углами, добавить виньетку или повысить контраст. Многие из этих фильтров были как будто скопированы у фотокамер типа «Хольги».

«Думаю, что квадратный кадр «Инстаграма» — это попытка совместить разные форматы фотографии, например, пейзаж и портрет. Им хотелось, чтобы любые снимки хорошо выглядели, и квадрат помогает в этом».

«Но я уверен на 100%, что фильтры Instagram вдохновлены пленочной фотографией и, скорее всего, такими простыми камерами, как «Хольга».


Зарядка плёнки, наверное единственное сходство «Хольги» с обычными камерами.


У «Хольги» совсем немного вариантов выдержки, а точнее — два.
Вы можете снимать с выдержкой 1/60с, либо — «B» (bulb, лампочка).
В последнем варианте затвор будет открыт до тех пор, пока вы прижимаете пальцем кнопку.
Линзы, сделанные из пластика, поддерживают только одно значение диафрагмы.
В общем, эта фотокамера примитивна настолько, насколько это вообще возможно.
Она очень проста и в то же время создает довольно сложные эффекты, а отсутствие счетчика кадров означает,
что можно экспериментировать с наложением.
Возможно, из всей отснятой пленки у вас получится всего пара удачных кадров — но они того стоят.

В этом и состоит вся прелесть «Хольги» — никогда не знаешь, что у тебя получится. Неожиданные «ошибки» ведут
к потрясающим результатам, и каждая из них уникальна, неповторима.


Фотография должна содержать некоторую тайну, загадку или неоднозначность. Мне нравится играть в игры, загадывать и разгадывать графические загадки.
Помещая обычные объекты в необычную среду я позволяю зрителю увидеть то, что увидеть нельзя. Тем самым используя привычные логические цепочки, я пытаюсь разрушить стереотипы.

И что здесь самое удивительное, даже самые странные кадры смотрятся вполне правдоподобно.


Для меня  важно почувствовать атмосферу, в которой находишься и попробовать уместить ее в рамки кадра.
Атмосфера – это своего рода заряженное пространство.

И если нужно  снять воду так, чтобы ощутить её влажность, то «Хольге» это вполне по силам.


А так же «Хольга»  прекрасно передаёт иллюзию движения статических объектов.


И ещё одно достоинство «Хольги» это весьма условный видоискатель благодаря которому, мы начинаем интуитивно чувствовать границы кадра.
Тем самым подключая наше подсознание к созданию изображения.
Это очень важный момент!

Ибо в этом случае уже фотографируют как минимум трое — вы, камера и ваше подсознание.
Бессознательное играет важную роль в нашей жизни, только мы не отдаем себе в этом отчет.


Может быть я всё дальше и дальше ухожу от реальности, но это не бегство, а движение в новый для меня мир.


Далее были показаны способы и манипуляции создания визуальных эффектов с помощью камеры «HOLGA-120N».


Во время  выступления, прозвучали цитаты из моих любимых книг «Параллельная ботаника» Лео Лионни и “Дзен в искусстве стрельбы из лука” Херригеля Ойгена.

Здесь приведу всего одну цитату, она на мой взгляд более точно описывает весь фотографический процесс с помощью камеры «Хольга»


“Искусство становится безыскусным, стрельба превращается в не — стрельбу, в стрельбу без лука и стрелы, учитель снова становится учеником, мастер — новичком, конец — началом, а начало — совершенством”.

Херригель Ойген



Не смотря на всю серьёзность темы, атмосфера была лёгкой и непринуждённой.



После завершения встречи все участники получили в подарок фотокарточки  с автографом автора.


«Будьте верны себе, своему творчеству, и тем, кто рядом и поддерживает вас. Это единственное, что в конечном счете будет иметь значение».

Дебора Брайт


Фотографии снятые камерой «HOLGA-120N» можно посмотреть на следующих страницах:

Время и место.

Возвращение

Игровая площадка


Благодарю компанию FOTOLAB за помощь, организацию и проведение этой встречи.