Александр Щечков

Александр Щечков

В 2008 году ушёл из жизни прекрасный человек и талантливый фотограф
Александр Щечков. Он имел свой собственный взгляд на мир и передавал
своё мироощущение через фотомонтаж, коллаж и оптические искажения во время съёмки.
Причём его коллажи отличались от работ известных фотомастеров в этой технике
(В.Бутырина, А. Супруна, Л.Макаршина и других) тем, что создавал не литературный образ
(хотя было и это), а чисто эмоциональный — страх, радость, печаль.

Все фотографии сняты и отпечатаны на чёрно-белых фотоматериалах. Оптические искажения внесены в процессе съёмки,
цвет получен в результате смешанного тонирования и дополнительной обработки отпечатка. Все работы существуют в единственном экземпляре. Так как окончательная обработка проводится в ручную, то точное повторение одной и той же работы не возможны.

Вот что сам автор говорит о своём творчестве:

На мой взгляд любое творчество достигает уровня искусства, когда в нём возникает элемент «приподнятости над землёй.»

По образованию я авиационный инженер-электромеханник, т.е. технарь. Большинство людей такого типа, в силу своей профессиональной обязанности принятия точных решений, воспринимают мир конкретно, «гостированно», закончено.

Такая зажатость часто мешает нам видеть в окружающих предметах или явлениях более того, что позволяют обьективные законы естественных наук.

Однако вибрирующая где-то внутри нас такая нематериальная субстанция, как душа, требует выхода, эмоционального взрыва, того, что можно назвать «полётом над землёй».

Для меня в фотографии такой «полёт» возможен в отходе от реального,
от простой фиксации окружающего мира. В этом случае фотография становится средством, а не целью.
Взгляд автора обращается внутрь себя. Мир же внешний выступает в роли подсобного материала для раскрытия мироощущения автора.

Обиходные явления или предметы (ржавые пятна, разлившаяся краска, металлические конструкции, растительность, скомканая бумага) в результате обретают новый смысл, становятся одушевлёнными или несут более сильный эмоциальный заряд.

Задача фотографа найти, выкристаллизовать и вновь соединить изображения этих вещей в создаваемое произведение.
Инструментом являются фотоаппрат, ножницы, клей. Работа кропотливая, долгая, тяжёлая. И не только физически.

Сотни негативов, отпечатков, их выбраковка. Километры дорог, свалки. А главное — сильнейшая эмоциональная нагрузка, постоянный поиск и отбор.
Чаще работы создаются стихийно, целенаправленный поиск определённых фрагментов будущих картин гораздо тяжелее и продолжительнее.

И всё же заложенная в нас природой «заземлённость» постоянно придавливает, принуждая создавать произведения с узнаваемыми жизненными ситуациями, а их персонажам придаёт «человеческое лицо.»
Прорыв из этого я вижу в чистом формотворчестве, когда все его элементы (цвет, линия, форма) воздействуют подсознательно, не неся какой-либо смысловой нагрузки.

Если зритель, глядя на результат творчества может сказать: не знаю почему, но мне это нравится, значит ты не зря это делал, ты достиг цели, это удача.
Я вовсе не исключаю для себя классическую фотографию. Мне очень близки работы А.Ерина, Г.Колосова, мастерски выполненные в технике монокля, фотобатики В.Полякова, светопись Г.Лукьяновой, С.Осмачкина, романтизм Р.Дихавичюса, строгость до аскетизма, в портретах Л.Тугалёва. На обращение к технике коллажа меня подвигли великолепные работы В.Бутырина.

Живопись, графика, музыка (классика, джаз) с их многообразием стилей и течений являются мощнейшими энергетическими
возбудителями, не дают застояться и в творчестве фотографа.

Александр Шечков.

Благодарю  А.Болдина, В. Катенину и Г.Грикова за помощь в создании этой публикации.

 

Girl #4335

Мастер — класс «Визуальные игры с реальностью».


В рамках  выставки «Отражение» в Фотогалерее имени Собровина прошел мой мастер-класс «Визуальные игры с реальностью».


Программа мастер-класса:
— Арт фотография от плёнки до цифры.
Гексацианоферра́т(III) ка́лия, Adobe Photoshop и другие  манипуляции с изображением.
— Как раскрыть свой творческий потенциал.
Советы на основе авторского опыта.
— Шаги к созданию вашей фотоистории.
Последовательность отбора изображений.
— Ответы на вопросы.


Во время мастер-класса были продемонстрированы авторские отпечатки из серий:
«Зелёная комната»  и «Необычная жизнь обычных вещей».
Так как окончательная обработка в этом случае проводится в ручную, точное повторение одной и той же работы не возможно.
Все фотографии существуют в единственном экземпляре.



Главное для меня в фотографии, это увидеть необычное в обычных вещах.
Увидеть прекрасное в обычном не так то просто, неинтересное становится интересным, если вы перестроите процесс и будете думать не о том, ЧТО вы фотографируете, а том, КАК, и тогда для вас, откроются новые пространства.
Найдите своё пространство и покажите его зрителю!



Первое знакомство с программой «Adobe Photoshop» открыло для меня новые горизонты и я начал эксперементировать с цифровыми изображениями.
В результате этих эксперементов появились серии «Ретро-авто», «Антикварные пивные бутылки», рекламный каталог для бренда «Grace Well» и тд.


Параллельно  я продолжал работать в области аналоговой фотографии используя камеру «Holga — 120N».
Так на свет появились серии «Возвращение»«Игровая площадка» и тд.


Фотография должна содержать некоторую тайну, загадку или неоднозначность. Мне нравится играть в игры, загадывать и разгадывать графические загадки.
Помещая обычные объекты в необычную среду, я позволяю зрителю увидеть,то что увидеть нельзя.
Тем самым используя привычные логические цепочки, пытаюсь разрушить стереотипы.



Как только вы начинаете работать, вам открываются вещи, которые могут очень сильно отличаться от того, что вы бы хотели найти.
Если в процессе работы вы будете опираться лишь на свои устоявшиеся стереотипы и убеждения, то результат окажется, в лучшем случае, безжизненной иллюстрацией идеи.
Способность импровизировать и следовать за открывающимися неожиданными вариантами в развитии ситуации сделает вашу работу интересной и создаст внутренний резонанс, который почувствуете не только вы, но и зритель.
Почувствуйте атмосферу ситуации, в которой вы находитесь и попробуйте уместить её в рамки кадра.



Непосредственно перед съёмкой:
1.Забудьте все слова, которые означают названия предметов в кадре. Смотрите внимательно только их визуальные отношения между собой. И не забывайте, что рамка видоискателя тоже учавствует в этих отношениях.
2.Уберите ненужный воздух и пустоты из сюжета, используя возникающие между предметами линии.
3.Убирайте лишнее, до тех пор, пока не поймёте, что лишнего не осталось.
4.Теперь снимайте.



Музыка.
Подумайте, какой зрительный ряд важен  для того, чтобы изобразить музыку.
Должно ли это быть буквальным отображением или вы попробуете показать её с помощью абстракции?
Как развернуть визуальный ряд, основанный на чём-то невидимом?
Какую роль в данном случае будет играть контекст, в который вы поместите ваши изображения?
Как редактирование полученных фотографий повлияет на законченность вашего визуального высказывания?
Какую форму представления вы выберете?
Насколько важна последовательность представления изображений? Поиграйте с ней.
Посмотрите, какие ритмы возникают от смены последовательности фотографий.
Подумайте, какие прилагательные можно применить к неподвижным изображениям, чтобы выразить время и действие.



Ограничения.
Устанавливать себе ограничения необходимо для того, чтобы освободится от дилемы выбора предпочтительного решения. Ограничения позволяют сосредоточится и сфокусироваться на самом процессе.
Умение работать в жёстких рамках очень важно в любом творческом процессе.
Это упражнение нацелено на исследование ваших возможностей вне зоны комфорта.
Ограничения могут вам подарить новые знания о себе.



180 градусов.
Всякий раз, когда вы найдёте сюжет. достойный фотографии, обернитесь на 180 градусов и сделайте ещё один снимок.
Не забывайте, что интересное может происходить и за вашей спиной.



Красота из нечего.
Сделайте несколько фотографий используя лишь лист белой бумаги. Ваша цель сделать красивое из нечего.
Вот несколько идей:
Эквивалентность
Абстракция
Экспрессия
Линия
Пространство
Образ
Форма
Светотень
Вы можете рвать, мять, складывать бумагу и вообще делать с ней, всё что вздумается.
Снимайте на белом фоне с мягким светом.
Используйте цветные фильтры если хотите.
Играйте с освещением, делайте для каждой фотографии световую схему.



Думайте о своих фотографиях, как о предметах и тогда они станут особенными, и вы выйдете из пределов создателя лишь плоских изображений.



Снимайте только то, что любите!



«Я часто думаю о том, что выстраивание последовательности серий фотографий, похоже на гадание на кофейной гуще»
Майкл Хофман



Разложите все картинки на полу, выделите те последовательности, которые бросаются в глаза.
Прислушайтесь, какие картинки отзываются у вас внутри?
Выделите их.
Они станут нитями, которые лягут в основу вашей серии и зададут ей форму.
Один из уровней редактуры — упорядочить серию фотографий так, чтобы провести зрителя через процесс распознования образа, где кульминацией будут эти фотографии.
Они могут брать формой, цветом, сюжетом. Не важно.
Главное, чтобы они цепляли взгляд.
Собирайте пазл из ваших работ, проговаривая: эта картинка подходит к этой, из этой картинки выводится образ вот этой.
Сложите так парочки, которые дружат друг с другом. Они станут основами структуры вашей серии.
Теперь вам нужно придумать будущую форму и решить: будете ли вы приводить от одной структуре к другой, или отталкивать их друг от друга.
Ищите контрасты, напряжённость. Это интереснее чем спокойный поток повествования.
Большинство серий даже не последовательных фотографий всё равно рассказывают истории на простом уровне: от темноты к свету, от тихого к громкому, от пункта к конрапункту( в музыке: учение об одновременном движении нескольких самостоятельных мелодий, голосов, образующих гармоничное целое), от объективного к субъективному.




Участники мастер — класса «Визуальные игры с реальностью»




Отзыв о мастер — классе «Визуальные игры с реальностью»
«Что курил автор?» — это был первый вопрос, который возник в голове при взгляде на работы фотографа Андрея Годяйкина.
И следующий – «Как он это делает?». А сам автор стоял поодаль и посмеивался. Ему не впервой наблюдать, как залипает зритель над очередным фотошедевром, как поражает простота и глубина снятого.
МК оказался сплошным разрывом шаблона (то, к чему Андрей на протяжении двух часов призывал нас неоднократно).
И про понтовых москвичей (Годяйкин – простой, как три копейки, ощущение, будто сто лет знакомы), и про «офигенные снимки можно сделать только офигенно дорогущую зеркалку с объективами заоблачной цены»: большинство представленных на выставке работ автора сняты на пленку дешевенькой камерой Хольга (с пластиковым, между прочим, объективом).
Больше секретов раскрывать не буду – надо было вчера на мастер — класс приходить.
Но познакомиться с работами вы еще успеете – сегодня в Фотогалерее им. В.А. Собровина открытие фотовыставки Андрея Годяйкина.
Приходите, не пожалеете – эстетическое удовольствие точно получите (а заодно и разрыв шаблона).

Валентина Егупова

Фото: Екатерина Саенко, Валентина Егупова, Игорь Горелик, Olga Jägle, Юрий Боград.


Выражаю благодарность за помощь в организации и проведении мастер — класса Екатерине Саенко, Игорю Горелику и Фотогалерее им. Собровина.

cover_vm

Монтаж выставки «Отражение».


Фотогалерея имени Собровина, Белгород.
Фото: Екатерина Саенко, Игорь Горелик, Olga Jägle.













Выражаю благодарность за помощь в организации и проведении  выставки «Отражение» Екатерине Саенко, Игорю Горелику и Фотогалерее им. Собровина.

YRB_2370 copy_web

Открытие выставки Андрея Годяйкина «Отражение».


Фотогалерея имени Собровина, Белгород.
Фото: Екатерина Саенко, Игорь Горелик, Olga Jägle, Юрий Боград.






















Выражаю благодарность за помощь в организации и проведении  выставки «Отражение» Екатерине Саенко, Игорю Горелику и Фотогалерее им. Собровина.

3108_new_II_2_BW

Выставка «Отражение».


Выставка Андрея Годяйкина «Отражение».
Фотогалерея имени Собровина, Белгород.































Выражаю благодарность за помощь в организации и проведении  выставки «Отражение» Екатерине Саенко, Игорю Горелику и Фотогалерее им. Собровина.

Творческая встреча в Artplay: «Holga — 120N. Cубъективная реальность» Как это было.

В эту субботу в Центре дизайна Artplay, в лекционном зале FOTOLAB состоялась моя творческая встреча «Holga — 120N. Cубъективная реальность».
Ниже публикуются  некоторые выдержки из моего выступления.

Репортажные фото с места события Екатерина Саенко.


«На самом деле она весьма надёжна — надо только как следует перемотать её изолентой»

Адам Скотт, британский ломограф.



В начале 2005 года основатель Instagram Кевин Систром поехал во Флоренцию изучать фотографию, где знакомый итальянский профессор продемонстрировал студенту Стэнфорда небольшую камеру Holga. Этот фотоаппарат начали производить в 1982 году в Британском Гонконге, и с тех пор модель почти не изменилась — лишь позднее была добавлена модификация под пленку 35 мм, популярную на Западе.

Благодаря упрощенной конструкции и техническим особенностям Holga выдавала небольшие квадратные снимки низкого качества с обилием эффектов — виньетка, неверная цвето- и светопередача, размытость, которые придавали фотографиям налет ретро.

Как и множеству поклонников ломографии, подобная эстетика пришлась Систрому по душе.


Может быть поэтому ломографы считают, что Instagram многим обязан «Хольге».


Вот некоторые цитаты членов британского ломографического общества:

«Трудно спорить с тем, что они черпали свое вдохновение именно у «Хольги» или у творческого движения поклонников дешевых и примитивных фотокамер»

«Среди прочего, можно было сделать снимок нерезким, с размытыми углами, добавить виньетку или повысить контраст. Многие из этих фильтров были как будто скопированы у фотокамер типа «Хольги».

«Думаю, что квадратный кадр «Инстаграма» — это попытка совместить разные форматы фотографии, например, пейзаж и портрет. Им хотелось, чтобы любые снимки хорошо выглядели, и квадрат помогает в этом».

«Но я уверен на 100%, что фильтры Instagram вдохновлены пленочной фотографией и, скорее всего, такими простыми камерами, как «Хольга».


Зарядка плёнки, наверное единственное сходство «Хольги» с обычными камерами.


У «Хольги» совсем немного вариантов выдержки, а точнее — два.
Вы можете снимать с выдержкой 1/60с, либо — «B» (bulb, лампочка).
В последнем варианте затвор будет открыт до тех пор, пока вы прижимаете пальцем кнопку.
Линзы, сделанные из пластика, поддерживают только одно значение диафрагмы.
В общем, эта фотокамера примитивна настолько, насколько это вообще возможно.
Она очень проста и в то же время создает довольно сложные эффекты, а отсутствие счетчика кадров означает,
что можно экспериментировать с наложением.
Возможно, из всей отснятой пленки у вас получится всего пара удачных кадров — но они того стоят.

В этом и состоит вся прелесть «Хольги» — никогда не знаешь, что у тебя получится. Неожиданные «ошибки» ведут
к потрясающим результатам, и каждая из них уникальна, неповторима.


Фотография должна содержать некоторую тайну, загадку или неоднозначность. Мне нравится играть в игры, загадывать и разгадывать графические загадки.
Помещая обычные объекты в необычную среду я позволяю зрителю увидеть то, что увидеть нельзя. Тем самым используя привычные логические цепочки, я пытаюсь разрушить стереотипы.

И что здесь самое удивительное, даже самые странные кадры смотрятся вполне правдоподобно.


Для меня  важно почувствовать атмосферу, в которой находишься и попробовать уместить ее в рамки кадра.
Атмосфера – это своего рода заряженное пространство.

И если нужно  снять воду так, чтобы ощутить её влажность, то «Хольге» это вполне по силам.


А так же «Хольга»  прекрасно передаёт иллюзию движения статических объектов.


И ещё одно достоинство «Хольги» это весьма условный видоискатель благодаря которому, мы начинаем интуитивно чувствовать границы кадра.
Тем самым подключая наше подсознание к созданию изображения.
Это очень важный момент!

Ибо в этом случае уже фотографируют как минимум трое — вы, камера и ваше подсознание.
Бессознательное играет важную роль в нашей жизни, только мы не отдаем себе в этом отчет.


Может быть я всё дальше и дальше ухожу от реальности, но это не бегство, а движение в новый для меня мир.


Далее были показаны способы и манипуляции создания визуальных эффектов с помощью камеры «HOLGA-120N».


Во время  выступления, прозвучали цитаты из моих любимых книг «Параллельная ботаника» Лео Лионни и “Дзен в искусстве стрельбы из лука” Херригеля Ойгена.

Здесь приведу всего одну цитату, она на мой взгляд более точно описывает весь фотографический процесс с помощью камеры «Хольга»


“Искусство становится безыскусным, стрельба превращается в не — стрельбу, в стрельбу без лука и стрелы, учитель снова становится учеником, мастер — новичком, конец — началом, а начало — совершенством”.

Херригель Ойген



Не смотря на всю серьёзность темы, атмосфера была лёгкой и непринуждённой.



После завершения встречи все участники получили в подарок фотокарточки  с автографом автора.


«Будьте верны себе, своему творчеству, и тем, кто рядом и поддерживает вас. Это единственное, что в конечном счете будет иметь значение».

Дебора Брайт


Фотографии снятые камерой «HOLGA-120N» можно посмотреть на следующих страницах:

Время и место.

Возвращение

Игровая площадка


Благодарю компанию FOTOLAB за помощь, организацию и проведение этой встречи.

Защита Дипломов в Институте Фотографии ИПЛФ.

 


Екатерина Саенко, Дмитрий Хованский, Василий Прудников — ректор Института Фотографии ИПФЛ, Ольга Шейнкман, Александр Курбатов — преподаватель  Института Фотографии ИПФЛ.


Фото: Денис Сладкевич (РУСС ПРЕСС ФОТО)


Андрей Годяйкин — преподаватель Института Фотографии ИПФЛ, Дмитрий Хованский


Фото: Денис Сладкевич (РУСС ПРЕСС ФОТО)


Александр Рыбин, Андрей Годяйкин — преподаватель Института Фотографии ИПФЛ, Дмитрий Хованский, Ольга Максимова, Александра Анисимова

Фото: Денис Сладкевич (РУСС ПРЕСС ФОТО)


Анна Богатырёва

Фото: Денис Сладкевич (РУСС ПРЕСС ФОТО)


Екатерина Саенко

Фото: Денис Сладкевич (РУСС ПРЕСС ФОТО)


Ольга Николаева

 

Фото: Денис Сладкевич (РУСС ПРЕСС ФОТО)


Андрей Годяйкин — преподаватель Института Фотографии ИПФЛ

Фото: Денис Сладкевич (РУСС ПРЕСС ФОТО)


Андрей Годяйкин — преподаватель Института Фотографии ИПФЛ, Екатерина Саенко, Василий Прудников — ректор Института Фотографии ИПФЛ, Нина Падалко, Михаил Геллер — декан Института Фотографии ИПФЛ

Фото: Денис Сладкевич (РУСС ПРЕСС ФОТО)

Holga Film  6 X 6 cm. Multiexposition.

Творческая встреча в Artplay: «Holga — 120N. Cубъективная реальность»

Андрей Годяйкин покажет магию маленькой чёрной коробки, парящие в воздухе здания, живые натюрморты, движение объёмных статических объектов и другие фокусы, которые можно создать с помощью камеры «Holga — 120N».

Фотоаппарат «Holga» начал производиться в Гонконге с 1982 года.
Знатоки фототехники до сих пор, не всегда отваживаются назвать это удивительное устройство фотоаппаратом.
Holga это дешёвый среднеформатный аппарат, который первоначально предназначался для небогатых и непритязательных жителей Китая и Гонконга.
Сегодня эта пластиковая, среднеформатная камера очень популярна во всем мире.
Мишель Бэйтс, автор книги «Пластиковые камеры: игры с творчеством», называет эту камеру «антидотом против тирании технологии».
И действительно: в камере «Holga» нет никакой автоматики, все манипуляции, которые может произвести фотограф, носят очень приблизительный характер.
При этом оптические эффекты, которые способны дать эти камеры, можно сравнить с возможностями сложных широкоформатных камер.
У каждого пластикового фотоаппарата с плохо пригнанной крышкой и слегка перекошенным, «подслеповатым» объективом, как и у живого человека,
своя индивидуальность.
К поведению своей Хольги фотограф может только приспособиться.
О том как я приспособился к своей камере и пойдёт речь на творческой встрече «Holga — 120N. Cубъективная реальность». (Андрей Годяйкин)

Программа мероприятия:

1. Экспозиция фотографий снятых на камеру «Holga — 120N».
2. Знакомство с камерой «Holga — 120N».
3. Магия маленькой черной коробки, парящие в воздухе здания, живые натюрморты, движение объёмных статических объектов и другие фокусы.
4. Практические советы по созданию визуальных дефектов, превращающих технический брак в художественную фотографию.
5. Ответы на вопросы.

Встреча состоится 20 января c 13:00 до 15:00

Москва
ул. Нижняя Сыромятническая, дом 10, строение 2А, Центр дизайна Artplay, лекционный зал FOTOLAB, 8 этаж.

 

20988376_wp

Ответы на вопросы журнала «Академия моды». Текст и фото: Анна Скороходова.


Андрей, как начинался Ваш творческий путь в фотографии? Что вызвало интерес к профессии фотографа?

Я с детства очень любил всевозможные виды искусства: живопись, литературу. Но так как я не умел рисовать, мне показалось, что литература – это то универсальное средство, с помощью которого можно что-то донести людям. Когда я случайно увидел серию фотографий Игоря Владимировича Лоскутникова с разбитыми стеклами, меня поразила динамика фоторабот, хотя, по сути, там не было ничего кроме трещин и линий. Тогда я понял, что меня интересуют линии, определенные пропорции предметов и их сочетания, они находят во мне серьезный эмоциональный отклик. Буквально через неделю я закончил заниматься литературой и серьезно увлекся фотографией. В фотографии меня зацепил минимализм. Создавая фотоработы, я показываю зрителям те миры и мысли, где я живу. Фотография предлагает более точный визуальный образ, нежели чем другие виды искусства, она более лаконична.



Где Вы черпаете вдохновение для создания новых фотоснимков?

Здесь все очень просто – искусство: кино, красивые вещи и особенно музыка. Стоит также заметить, что правильно составленный плей-лист на съемке гарантирует успех. От музыки зависит настроение всей съемочной группы, что немаловажно. Также наличие цели сильно вдохновляет, потому что очень важно следовать за своей мечтой.


С каждым годом стилистика съемки в «модной» фотографии изменяется, будь то композиция или особенности пост-обработки. Стараетесь ли Вы идти в ногу с модой или же снимаете в собственном присущем только Вам стиле?

Конечно, я слежу за новинками, просматриваю снимки других авторов, ведь конкурентов надо знать в лицо (улыбается). Я создаю симбиоз своего стиля и модных новинок. В основном меня интересует пост-обработка и необычная подача материала. Важно иметь чувство меры и стиля, чтобы не допускать в своих фотографиях перебора. Например, когда я переходил с «пленки» на «цифру», главной моей идеей было сохранить в снимках свой почерк, только печатать фотографии уже на принтере, а не проявлять с помощью реактивов.


Что такое для Вас мода в фотографии?

Мода в фотографии – это провокация! Когда я только начинал фотографировать, я решил, что буду снимать моду именно так, как я это вижу, ни от кого не завися. Во время съемки я абстрагируюсь, не думаю, что фотографирую моду, может быть, поэтому она такая и странная. Спустя десятилетия работы в индустрии я придерживаюсь той же позиции. Все в «модной» фотографии должно быть органично, красиво и эстетично. И все же, я за провокацию в моде!



А в жизни? Возможно ежедневно соблюдать все прихоти моды?

Я люблю красивые вещи, ткани, вижу их на людях, как это смотрится, однако для меня на первом месте стоит комфорт, чтобы меня ничего не отвлекало. Я одеваюсь так, как мне удобно. Чтобы все время быть в «тренде», нужно тратить очень много времени, поэтому для себя я поставил несколько другие задачи — фотография, мои мысли, идеи. Мне очень нравятся дизайнеры, они привносят в мир эстетику и красивые детали, в том числе и линии.


Как Вы считаете, мода и стиль – это одно и то же?

Нет, это совершенно разные вещи. «Мода переменчива, а стиль вечен» — я придерживаюсь этого мнения. Мода – это то, что нам предлагают дизайнеры, модельеры, она живет определенное количество времени, а стиль приобретается и остается с человеком. Так же и в фотографии, почерк фотографа становится его «визитной» карточкой, а мода проходит. Но моду и стиль можно сочетать, во всем главное – чувство меры.


Вы занимаетесь авторской фотографией, а также снимаете для известных изданий… Сложно ли Вам совмещать пожелания клиента и Ваше личное видение в рамках заказа?

Задачи, как и клиенты, разные: какая задача стоит перед фотографом? Если все хорошо с финансами, можно заняться своей творческой идеей, в ином случае нужно внимательно слушать заказчика. Лично я в любом случае предлагаю свое видение проекта заказчику. Очень важно избегать даже малейшего недопонимания с клиентом, чтобы впоследствии не получить лишние трудности. Есть такие клиенты, которые полностью доверяют фотографу, что расширяет поле творческой деятельности. Порой технические проблемы при выполнении задачи дают большой полет фантазии для неординарного решения, что часто способствует повышению интереса со стороны заказчиков. Я считаю, что у каждого фотографа есть свой клиент, нужно просто не размениваться, ждать и оставаться верным своему стилю.


Что для Вас является критерием успешности фотографа в сфере моды? Работа с популярными изданиями, награды, неординарные завораживающие снимки…?

Самое сложное для фотографа, который чего-то достиг – это не опускать планку, все время удивлять зрителей. Лично для меня критерием успешности фотографа является востребованность и оригинальный авторский взгляд. Казалось бы, обычные вещи. Успешность заключается в том, когда не фотограф ищет заказчика, а клиент сам приходит к вам из-за того, что вы снимаете по-своему и оригинально.


Вы сейчас сами известный фотограф, обладающий авторской стилистикой, скажите, а есть ли фотографы в индустрии моды, чьи работы вас вдохновляют?

Фешн-съемка Сары Мун, это фотограф, чье творчество я очень люблю, и на чьи фотоработы всегда ориентируюсь. В ее снимках всегда прослеживается тонкий образ, нет резких деталей. Так как у нее плохое зрение, Сара снимает на открытой диафрагме с плохим освещением, поэтому от снимков остается легкое ощущение недосказанности. Также мне нравятся снимки Яна Саудека. В свое время у него были черно-белые фотографии, раскрашенные анилиновыми красками, что выглядело довольно необычно. Меня привлекают странные модели на его фотографиях, провокационные сюжеты.


Мир моды считается местом, где активная конкуренция является нормой. За годы работы Вы ощутили это на себе? Что помогает в сложные моменты двигаться вперед?

Конечно, конкуренция – это прекрасно и очень важно, без нее нет движения вперед. Если фотограф прекращает следить за коллегами, идти в ногу со временем, следить за тенденциями, то он прекращает развиваться и останавливается на месте. Но в любом деле нельзя переусердствовать, обязательно нужно выделять время для отдыха, не забывать сбрасывать напряжение и расслабляться. Мне очень сильно помогает физкультура и спорт, также позитивный настрой и правильные мысли позволяют держаться в тонусе.



Остается ли у Вас время на создания и претворение в жизнь собственных творческих фотопроектов? И связаны ли они с модой?

У фотографа очень мало свободного времени, но я стараюсь выделять дни на собственные фотопроекты, которые, конечно, связаны с модой. Основная часть выполненных работ забудется, а художественные фотографии, возможно, будут украшать стены галерей. Как бы не было трудно, нужно заниматься творчеством, именно оно развивает фотографа, как личность и как профессионала. Мне, например, очень нравятся корсеты, они меня вдохновляют на различные фото эксперименты.


Какие качества характера необходимо иметь фотографу в индустрии моды?

Креативность и внутренняя свобода – насколько это позволяют рамки заказов. Я призываю фотографов стараться продвигать свои идеи и воплощать их в жизнь! Часто самым сложным становится сделать первый шаг, наметить цель, поэтому такие качества характера как целеустремленность и решительность также важны в индустрии моды.