В рамках выставки «Отражение» в Фотогалерее имени Собровина прошел мой мастер-класс «Визуальные игры с реальностью».
Программа мастер-класса:
— Арт фотография от плёнки до цифры.
Гексацианоферра́т(III) ка́лия, Adobe Photoshop и другие манипуляции с изображением.
— Как раскрыть свой творческий потенциал.
Советы на основе авторского опыта.
— Шаги к созданию вашей фотоистории.
Последовательность отбора изображений.
— Ответы на вопросы.
Во время мастер-класса были продемонстрированы авторские отпечатки из серий:
«Зелёная комната» и «Необычная жизнь обычных вещей».
Так как окончательная обработка в этом случае проводится в ручную, точное повторение одной и той же работы не возможно.
Все фотографии существуют в единственном экземпляре.
Главное для меня в фотографии, это увидеть необычное в обычных вещах.
Увидеть прекрасное в обычном не так то просто, неинтересное становится интересным, если вы перестроите процесс и будете думать не о том, ЧТО вы фотографируете, а том, КАК, и тогда для вас, откроются новые пространства.
Найдите своё пространство и покажите его зрителю!
Первое знакомство с программой «Adobe Photoshop» открыло для меня новые горизонты и я начал эксперементировать с цифровыми изображениями.
В результате этих эксперементов появились серии «Ретро-авто», «Антикварные пивные бутылки», рекламный каталог для бренда «Grace Well» и тд.
Параллельно я продолжал работать в области аналоговой фотографии используя камеру «Holga — 120N».
Так на свет появились серии «Возвращение», «Игровая площадка» и тд.
Фотография должна содержать некоторую тайну, загадку или неоднозначность. Мне нравится играть в игры, загадывать и разгадывать графические загадки.
Помещая обычные объекты в необычную среду, я позволяю зрителю увидеть,то что увидеть нельзя.
Тем самым используя привычные логические цепочки, пытаюсь разрушить стереотипы.
Как только вы начинаете работать, вам открываются вещи, которые могут очень сильно отличаться от того, что вы бы хотели найти.
Если в процессе работы вы будете опираться лишь на свои устоявшиеся стереотипы и убеждения, то результат окажется, в лучшем случае, безжизненной иллюстрацией идеи.
Способность импровизировать и следовать за открывающимися неожиданными вариантами в развитии ситуации сделает вашу работу интересной и создаст внутренний резонанс, который почувствуете не только вы, но и зритель.
Почувствуйте атмосферу ситуации, в которой вы находитесь и попробуйте уместить её в рамки кадра.
Непосредственно перед съёмкой:
1.Забудьте все слова, которые означают названия предметов в кадре. Смотрите внимательно только их визуальные отношения между собой. И не забывайте, что рамка видоискателя тоже учавствует в этих отношениях.
2.Уберите ненужный воздух и пустоты из сюжета, используя возникающие между предметами линии.
3.Убирайте лишнее, до тех пор, пока не поймёте, что лишнего не осталось.
4.Теперь снимайте.
Музыка.
Подумайте, какой зрительный ряд важен для того, чтобы изобразить музыку.
Должно ли это быть буквальным отображением или вы попробуете показать её с помощью абстракции?
Как развернуть визуальный ряд, основанный на чём-то невидимом?
Какую роль в данном случае будет играть контекст, в который вы поместите ваши изображения?
Как редактирование полученных фотографий повлияет на законченность вашего визуального высказывания?
Какую форму представления вы выберете?
Насколько важна последовательность представления изображений? Поиграйте с ней.
Посмотрите, какие ритмы возникают от смены последовательности фотографий.
Подумайте, какие прилагательные можно применить к неподвижным изображениям, чтобы выразить время и действие.
Ограничения.
Устанавливать себе ограничения необходимо для того, чтобы освободится от дилемы выбора предпочтительного решения. Ограничения позволяют сосредоточится и сфокусироваться на самом процессе.
Умение работать в жёстких рамках очень важно в любом творческом процессе.
Это упражнение нацелено на исследование ваших возможностей вне зоны комфорта.
Ограничения могут вам подарить новые знания о себе.
180 градусов.
Всякий раз, когда вы найдёте сюжет. достойный фотографии, обернитесь на 180 градусов и сделайте ещё один снимок.
Не забывайте, что интересное может происходить и за вашей спиной.
Красота из нечего.
Сделайте несколько фотографий используя лишь лист белой бумаги. Ваша цель сделать красивое из нечего.
Вот несколько идей:
Эквивалентность
Абстракция
Экспрессия
Линия
Пространство
Образ
Форма
Светотень
Вы можете рвать, мять, складывать бумагу и вообще делать с ней, всё что вздумается.
Снимайте на белом фоне с мягким светом.
Используйте цветные фильтры если хотите.
Играйте с освещением, делайте для каждой фотографии световую схему.
Думайте о своих фотографиях, как о предметах и тогда они станут особенными, и вы выйдете из пределов создателя лишь плоских изображений.
Снимайте только то, что любите!
«Я часто думаю о том, что выстраивание последовательности серий фотографий, похоже на гадание на кофейной гуще»
Майкл Хофман
Разложите все картинки на полу, выделите те последовательности, которые бросаются в глаза.
Прислушайтесь, какие картинки отзываются у вас внутри?
Выделите их.
Они станут нитями, которые лягут в основу вашей серии и зададут ей форму.
Один из уровней редактуры — упорядочить серию фотографий так, чтобы провести зрителя через процесс распознования образа, где кульминацией будут эти фотографии.
Они могут брать формой, цветом, сюжетом. Не важно.
Главное, чтобы они цепляли взгляд.
Собирайте пазл из ваших работ, проговаривая: эта картинка подходит к этой, из этой картинки выводится образ вот этой.
Сложите так парочки, которые дружат друг с другом. Они станут основами структуры вашей серии.
Теперь вам нужно придумать будущую форму и решить: будете ли вы приводить от одной структуре к другой, или отталкивать их друг от друга.
Ищите контрасты, напряжённость. Это интереснее чем спокойный поток повествования.
Большинство серий даже не последовательных фотографий всё равно рассказывают истории на простом уровне: от темноты к свету, от тихого к громкому, от пункта к конрапункту( в музыке: учение об одновременном движении нескольких самостоятельных мелодий, голосов, образующих гармоничное целое), от объективного к субъективному.
Участники мастер — класса «Визуальные игры с реальностью»
Отзыв о мастер — классе «Визуальные игры с реальностью»
«Что курил автор?» — это был первый вопрос, который возник в голове при взгляде на работы фотографа Андрея Годяйкина.
И следующий – «Как он это делает?». А сам автор стоял поодаль и посмеивался. Ему не впервой наблюдать, как залипает зритель над очередным фотошедевром, как поражает простота и глубина снятого.
МК оказался сплошным разрывом шаблона (то, к чему Андрей на протяжении двух часов призывал нас неоднократно).
И про понтовых москвичей (Годяйкин – простой, как три копейки, ощущение, будто сто лет знакомы), и про «офигенные снимки можно сделать только офигенно дорогущую зеркалку с объективами заоблачной цены»: большинство представленных на выставке работ автора сняты на пленку дешевенькой камерой Хольга (с пластиковым, между прочим, объективом).
Больше секретов раскрывать не буду – надо было вчера на мастер — класс приходить.
Но познакомиться с работами вы еще успеете – сегодня в Фотогалерее им. В.А. Собровина открытие фотовыставки Андрея Годяйкина.
Приходите, не пожалеете – эстетическое удовольствие точно получите (а заодно и разрыв шаблона).
Валентина Егупова
Фото: Екатерина Саенко, Валентина Егупова, Игорь Горелик, Olga Jägle, Юрий Боград.
Выражаю благодарность за помощь в организации и проведении мастер — класса Екатерине Саенко, Игорю Горелику и Фотогалерее им. Собровина.